Зонирование детской комнаты


Взрослым, очень часто необходимо не только одиночество и покой, но и ярко выраженное личное пространство: свой стул, свой рабочий стол, свое кресло. Дети – это наша копия.

Психологи, которые занимаются с детьми из приютов и детских домов, утверждают, что у них очень часто бывает мечта иметь свою собственную тумбочку, в которую никогда и никто не залезет без спроса. Наши дети, у которых жилище – полная чаша, необходимость в личном пространстве возникает чаще, чем у взрослых. В особенности эта потребность обостряется у подростков и пройдет еще много времени, прежде чем они осознают, что все и мир, в том числе, находится у них внутри. Не зря выражение — все свое ношу с собой — стало крылатым.

Для наших детей их комната является своеобразной моделью мира. Здесь они учатся общаться с предметами,  ориентироваться, учиться, организовывать свое пространство и быт, принимать решения, нести ответственность, определять и защищать собственные границы. Для полноценного усвоения ребенком всей данной теории, необходимо зонировать детскую комнату. Она должна вмещать в себя

  • место для игр
  • место для сна
  • место для одежды
  • место для уроков
  • место для игрушек
  • место для хранения своих плодов творчества.

    Зонирование детской комнаты фото

    Зонирование детской комнаты

Умение использовать каждую зону, пользоваться всеми ее возможностями, и в итоге, уметь, следить за состоянием данной зоны – это навыки, дальнейшая жизнь без которых может оказаться взрослому уже ребенку хаотичной и беспорядочной.

Для облегчения ребенку ориентации в его мире (а в дальнейшем, и ориентацию в огромном мире взрослых) нужно обучить ребенка навыкам хранения и систематизации вещей в данной системе координат.

Для помощи ребенку запомнить, какие вещи и где должны находиться и почему это важно для него самого, сделайте собственноручно вместе с ребенком специальные карточки и приклейте их к коробкам, ящикам и другим местам, где у ребенка будут храниться соответствующие вещи. До какого-то возраста раскладывание вещей в места с конкретными карточками для ребенка будет своеобразной игрой, которая сможет ему понравиться. В противном случае, если ваш малыш не полюбит эту игру, то у него не будет возникать чувства отвращения к процессу уборки, порядок в дальнейшем будет даваться ему с легкостью и «играючи».

Зонирование детской комнаты фото

Зонирование детской комнаты

Если Вы навяжете зонирование детской комнаты ребенку, которое не соответствует с его представлениям о зонировании его маленького мира – будьте готовы к некоторому беспорядку, в котором, ребенок все равно будет отлично ориентироваться и поддерживать его. Для себя ребенок задает определенные координаты, которые его вполне устраивают и в которых он просто ориентируется. Если ваш ребенок еще совсем мал, он, скорее всего не сможет выстроить сам самостоятельно собственную систему

координат. В данной ситуации рекомендуется применять принцип Монтессори – дайте ему возможность сделать это самому, а не навязывайте ему своего видения мира. Итак, выделив нужное для ребенка жизненное пространство, обратите особое внимание на то, что он будет познавать при помощи этого пространства целый мир.

Не игнорируйте то, что происходит у ребенка в душе, отгородившись от него при помощи своих дверей и проблем. Вполне вероятно, что вы еще, дождетесь всех подростковых надписей и табличек при входе в комнату «Стоп», «Не влезай — убьет!» и даже «Посторонним вход запрещен».

Даже и не думайте, что, выделив своему ребенку комнату, Вы будете освобождены от приятных и почетных обязанностей в общении с ребенком – он просто не сможет сам играть в своей даже самой распрекрасной комнате. Вспомните хотя бы фильм «Игрушка», где сыграл знаменитый Пьер Ришар – у ребенка было все на свете, однако ему все равно хотелось физическое присутствие взрослого человека, который бы любил детей, понимал их потребности.

Ребенку необходима помощь взрослого, будь то познание и создание мира, будь то обучение, будь то игры.

Ребенок будет постоянно отматывать один и тот же фрагмент до того времени, пока не научится. Будет делать то же самое, пока не дойдет до автоматизма. Будет познавать реакции взрослого до того времени, пока их не познает. И в конце концов, будет доводить взрослого своими повторениями, до тех пор, пока он его не увидит и не услышит.

Наблюдая за организацией пространства в детской комнате, за своим ребенком, за теми перестановками и изменениями, что он делает и вносит в Ваше совместное  творчество – Вы сможете познать и увидеть своего ребенка. У вас не будет необходимости задавать дурацкие вопросы, типа  «почему ты ничего мне не рассказываешь?», увидеть, что случилось в жизни ребенка, как он изменился, как он вырос. Вам будет достаточно всего лишь посмотреть на изменения в организации пространства его комнаты.

И помните, только тогда, когда дети смогут осознать свое личное пространство, они смогут научиться ценить и чужое личное пространство. Не мешайте своему ребенку. Дайте возможность ему сделать это самостоятельно. И не стремитесь быть образцом для копирования и идеалом для подражания, просто покажите ему возможные варианты.